Главная » 2009 » Март » 18 » Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 1
20:20
Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 1
Программа воспитательной работы
"Проблемные дети и семьи"
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает
невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию.
Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда –
проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении,
отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как
результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем –
взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в
поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст
трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной
стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты,
не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет
завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а
сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи –
понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность,
наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих
"трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной
воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и
потребностей;
политическая,
социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния
псевдокультуры;
неблагоприятные
семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за
поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство
или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в
сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия"
разводов;
потеря эмоциональных
контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри
семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова
для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с
проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что
позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и
корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1
Задачи классного руководителя
в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это,
например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие
духовного контакта
Расположить мать к
себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не
спешить обижаться.
Попробовать посмотреть
на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать
свое отношение к ней.
Заинтересовать
судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично
затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь;
пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном
решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких
семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны
культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с
детьми
Терпеливо доказывать
родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они
ведут.
Обратить внимание на
испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из
родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой
в изменении условий жизни.
Включить подростка в
более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать,
установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью
родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов
педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у
родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними
консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к
самообразованию.
Внушить мысль о
том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному
благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами,
излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную
ориентацию родителей.
Заинтересовать
подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с
родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь
на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные
требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически,
в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям,
что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с
позиции силы.
Относиться к ребенку
как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что
терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи
(многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из
родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать –
несовершеннолетняя);
семьи социального риска
(где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
педагогически запущенные
(неуспевающие и недисциплинированные):
отклоняющиеся от нормы по
здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере
общения;
с повышенной или
пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным
развитием;
с неправильным развитием
волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим
положением в детском коллективе;
неудовлетворенные своим
положением в семье;
с преобладанием связей с
дезорганизаторами;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией, не
нашедшей применения.
В школе остаются
нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных
детей.
Они обусловлены:
недостаточным уровнем
владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
недостаточной
индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной
категории и их родителями;
недостаточной работой школьного
психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
низкой эффективностью
воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
недоработками классных
руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных
детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во
внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на
качественно новый уровень, необходимо:
повышение профессиональной
компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора
по охране прав детства;
освоение новых технологий,
как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
объединение усилий всех
отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита),
формирующих культурное пространство города;
привлечение к решению
проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного
самоуправления (далее – КОС), отдела по делам несовершеннолетних (далее –
ОДН);
введение в штатное
расписание образовательного учреждения должности социального педагога.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы
"Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и
преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках
системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с
детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе
сверстников; педагогическую диагностику.
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и
внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом
и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом
имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей;
нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;
использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для
создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным"
детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике
самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета
в ОДН.
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися
являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими
детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех
проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более
детального знакомства с такими учащимися необходимо:
определить характер
педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического
наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установить статус
педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном
коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем
наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы
их улучшения;
изучить интересы,
склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во
внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
установить: входят ли
педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения;
направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
ознакомиться с положением
ребенка в семье;
изучить нравственные
ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
выявить ошибки в
постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить
диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
составление карточек с
указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния
здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности,
состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней,
семейных проблем;
проведение анкетирования с
целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
установление характера
педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин
отставания, проявления волевых качеств;
определение коллективного
отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
изучение познавательных
интересов, способностей и профессиональных намерений.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний
возрастной педагогики.