Главная » 2009 » Март » 18 » Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 2
20:21
Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 2
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и
детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с
ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно
на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером,
слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового
режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение
отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних
заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей
самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию
успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в
интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно
относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и
взрослых;
развивать умение прощать
друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только
отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом.
Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно
взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность,
драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с
окружающими.
На данном этапе необходимо:
подчеркивать взрослость
подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и
ложную красоту человека;
воспитывать
невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство
коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную
самооценку;
правильно подобрать
поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
создавать "ситуации
успеха" в учебном процессе;
организовать оценочную
деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических
влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но
социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у
них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их
выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
общение в микрогруппах
ближайшего окружения;
деятельность, направленную
на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в
постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и
общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к
ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на
доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во
вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности
воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться
определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом
"Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический
подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно
противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и
понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями
ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход,
помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и
Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами;
правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся
становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический
комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
провести анализ результатов
воспитательной работы за прошедший учебный год;
поставить задачи
воспитательной работы;
выделить основные разделы
плана.
В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными
детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с
учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
1. Работа с коллективом учащихся.
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей
через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими
2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных
детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и
правоохранительными органами
2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела,
самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа
Таблица 3
Организация помощи
педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1. Организация педагогической помощи
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
В течение года
Классный руководитель
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Постоянно
Администрация, учителя-предметники
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие
"синдрома неудачника".
По расписанию
Учителя-предметники
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в
выполнении общественных поручений.
В течение года
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
1.5. Формирование положительной "Я-концепции".
В течение года
Классный руководитель, психолог
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей
и учащимся из неблагополучных семей
В течение года
Классный руководитель, психолог, администрация
2. Организация медицинской помощи
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики
отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического,
неврогенного характера.
Систематически
Фельдшер, родители
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным
средствам:
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации
В начале года
Классный руководитель, врач
3. Организация психологической помощи
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
В течение года
Психолог
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
В течение года
Психолог
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в
своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Систематически
Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более
осознанные поступки.
Систематически
Психолог
3.5. Организация работы психологического тренинга
"Толерантность" для детей из неблагополучных семей
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
4. Организация свободного времени
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.
В течение года
Классный руководитель
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность,
детские общественные организации.
Сентябрь – октябрь
Классные руководители, старший вожатый, одители
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание
периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и
необходимых для развития книг.
Сентябрь
Библиотекарь
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту
жительства.
В течение года
Классные руководители
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей
и участия их в общественных и классных делах.
В течение года
Классный руководитель, старший вожатый
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и
групп продленного дня
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь
Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый
Таблица 4
План мероприятий по работе с
педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически
запущенными детьми
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
По мере выявления
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически
запущенными детьми, ОДН
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных
семей
В течение года
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически
запущенными детьми
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по
профилактике правонарушений
1 раз в полгода
Администрация
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
Сентябрь – октябрь
Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних (далее – ОППН)
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически
запущенных детей
По мере необходимости
Администрация, классные руководители
8. Психологический тренинг "Толерантность"
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными
детьми
10. Изучение положения подростка в коллективе
По мере необходимости
Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей
Систематически
Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике
правонарушений
1 раз в месяц
КОС, ОДН, администрация
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей
Систематически
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей,
психолог
14. Единый день отказа от курения
Ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
15. Единый день профилактики правонарушений
Декабрь
Администрация, классные руководители
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые
традиции"
Март
Администрация, классные руководители
17. Всемирный день здоровья
Апрель
Администрация, классные руководители
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике
правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое
обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна
проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического
обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
1. Работа МО классных руководителей
В течение года
Зам. директора по ВР, руководитель МО
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие
семьи и школы"
1 раз в четверть
Руководитель творческой группы
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически
запущенными детьми и неблагополучными семьями
Апрель
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными
детьми, руководитель МО
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН
В течение года
Администрация
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике
1 раз в четверть
Библиотекарь
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с
учета
Октябрь
Зам. директора по ВР
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании
Декабрь
Заместители директора по ВР и УВР
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности
Сентябрь
Администрация
Реализация программы
развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса
этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий
приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и
воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий
профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных
педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества
педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете
в ОППН и школе;
создание
нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки
Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина,
патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению
духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о
правах ребенка, Закона РФ "Об образовании"