Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 19:41

Персональный сайт учителя математики Поляковой Анны

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СТАТЬИ [6]
ХАРАКТЕРИСТИКИ [6]
БЛАНКИ [5]
Поиск

Дневник

Главная » 2009 » Март » 18 » Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 2
20:21
Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи" часть 2

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:

  • подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  • учить различать истинную и ложную красоту человека;
  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  • правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
  • создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:

  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.

Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:

  • провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
  • поставить задачи воспитательной работы;
  • выделить основные разделы плана.

В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.

Таблица 2

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Работа с коллективом учащихся.

1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

1. Работа с коллективом учащихся.

2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими

2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.

3. Определение форм индивидуальной помощи.

4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.

5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами

2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.

3. Индивидуальная работа

Таблица 3

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель, психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся 1–11-го классов, родителей;
  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании" 6–7-й кл.;
  • "Проба наркотика – шаг в пропасть" 9-й кл.;
  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет" 5-й кл.;
  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года по планам классных рукоководителей

Классные руководители, фельдшер, психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

Классный руководитель, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классные руководители, старший вожатый, одители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классные руководители

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый

Таблица 4

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь – октябрь

Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг "Толерантность"

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

КОС, ОДН, администрация

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).

Таблица 5

План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Работа МО классных руководителей

В течение года

Зам. директора по ВР, руководитель МО

2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"

1 раз в четверть

Руководитель творческой группы

3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Апрель

Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО

4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН

В течение года

Администрация

5. Подготовка выставок книг по данной проблематике

1 раз в четверть

Библиотекарь

6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета

Октябрь

Зам. директора по ВР

7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании

Декабрь

Заместители директора по ВР и УВР

8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности

Сентябрь

Администрация

  • Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  • снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании"
Категория: СТАТЬИ | Просмотров: 1778 | Добавил: polyakovaanna | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz