Антрепренёр (фр. Entrepreneur ≈ предприниматель) ≈
Лицо, принимающее на себя риск основания нового бизнеса (компании).
Впервые понятие "entrepreneur" ввел французский экономист Жан-Батист
Сэй примерно в 1800 году. Ж.-Б. Сэй определил его так: "Антрепренер
перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в
сферу большой продуктивности и пожинает плоды".
Менеджер и предприниматель в некоторых видах
искусства, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и
др.) ≈ антрепризы. За рубежом антрепренёры именуются: менеджер (в
Англии), импресарио (в Италии), продюсер (в США). Антрепренёры
существуют с момента возникновения профессиональных трупп. Известен
контракт, заключённый французским антрепренёром Л'Эпероньером с актрисой
М. Фере ещё в 1545 году. Из литературных персонажей-антрепренёров
весьма известен директор театра кукол Карабас-Барабас из сказки Алексея
Николаевича Толстого "Золотой ключик". Иногда менеджеров, продюсеров,
антрепренёров, реже режиссеров называют "Карабасами-Барабасами"
Антрепренер - так называют в театральном деле лицо, стоящее во главе
частного театрального предприятия, или арендующее казенный театр.
Более всего антрепренёрам приходится действовать в провинции, хотя в
последние годы их деятельность достаточно развита и в столицах, притом
исключительно на частных сценах, каковы напр. в Петербурге: театр
Панаева и Малый, все загородные театры и все клубные сцены Первым по
времени антрепренёром в России следует назвать немца Ягана (Иоганна),
которого выписали в Москву с его нем. труппою, по приказанию царя
Алексея Михайловича в 1671 году. В 1679 в Москве появляется новая нем.
труппа с антреп. Сплавским. Петр I, для вновь выстроенной "Комедиальной
храмины" в 1700 г. приглашает Иоганна Куншта с его немец. труппою,
назначив ему 5000 ефимков жалованья. В 1705 г. является в Москву Отто
Фиршт со своею труппою. Первым
по времени антрепренёром в Петербурге следует назвать Мана Фиршта, сына
Отто, приглашенного сюда царевною Натальей Алексеевной в 1717 г. Его
труппа давала свои представления в первом театре в Петербурге, на
Никольской ул., на Петербургской стороне, открытом 1-го мая 1716 г. в 1
час пополудни драмою "Стрельцы" (каждому входящему в театр давалась
царскими слугами чарка водки и калач). В 1735 г. вызвана в Петербург
итальянская оперная труппа с антрепренером Арайиа. Тогда же появился
балет с антрепрен. Г. Фузано. В 1742 г. в Петербурге действует франц.
труппа с антрепрен. Сериньи; тогда же содержал немецкую труппу Сигмунд.
Федор Волков - основатель современного русского театра, являет собою
пример первого энергичного и талантливого А. из русских людей. В 1757 г.
в Москве действует со своею
оперою-буфф имперссарио Локателли, впервые введший абонемент в России.
При Екатерине II известны ант-ы Маттеи, Книппер, при Александре I-Мире.
Нередко антрепренёры получают субсидию от правительства и городов. Так,
во Франции известный антрепренёр Паделу получал ежегодно от
правительства субсидию в 25000 фр. для народных концертов. Мире получал
от императора Александра I ежегодное пособие в 26000 р. Много А.
разбросано в провинции и из них наиболее известны: И. Я. Сетов,
антреприза которого достаточно известна своею энергиею в Одессе,
Тифлисе, Киеве и Харькове; Медведев - (в Казани), Н. И. Новиков, Яблочкин, Дюков, Немов, Н.
К.
Милославский, Лого, Бабиков и мног. др. В Европе А. называются
директорами и имперсapио (итал.). С развитием частной антрепризы, всегда
имеющей возможность широко и сравнительно дешевле вести многоразличные
виды театра, правительство удерживает за собою управление казенными
театрами в виду удержания на надлежащей высоте образцовой сцены и
содействия подъему и развитию драматического и сценического искусств,
для чего требуются издержки, которые не в состоянии окупиться и потому
невозможны для частных предпринимателей. |