Аскеза (в переводе с греческого
— «упражнение») — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение,
самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы —
достичь определённых духовных целей, либо приобрести сверхъестественные
способности. Подобная практика широко распространена во всех типах традиций и
культур.
Первые аскетические упражнения
появились ещё в эпоху примитивных обществ и были связаны с подростковой
инициацией, то есть приобщением подростков к миру взрослых. Инициация зачастую
включала в себя весьма болезненные испытания: нанесение ритуальных шрамов,
выбивание некоторых зубов и т. д. Шаманские же посвящения были ещё более
жестокими. Посвящаемого ввергали в коматозное состояние, чтобы после этого он
«родился заново».
Двумя основными принципами
строгой аскезы являются безбрачие (целибат) и отказ от мирских благ. Многие
аскеты включали в это и отказ от соблюдения личной гигиены — никогда не мылись,
не стригли волосы и ногти и ходили в рубище. Элементы же умеренного аскетизма
(вегетарианство, отшельничество) вошли в практику многих индусских культов и
буддизма. В ритуальную практику монотеистических религий обязательно входят
посты — ограничение или отказ от пищи в течение определённого периода времени.
В Древней Индии обретение
могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас, было исключительной
привилегией брахманов. Всем прочим кастам это запрещалось, а нарушители
подвергались наказаниям. Аскеза считалась верным способом достичь
сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с
богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после
многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма
экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или
стояли на одной ноге
В 29 лет Гаутама Будда
присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к
прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к
цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и
проводить медитации другим способом. Он пришел к выводу, что умерщвление плоти
бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и
себя.
Возведение церковью
аскетизма в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их
материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой
обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.
Противоположность аскету –
сибарит.
Сибарит — по названию древнегреческой колонии Сибарис,
прославившейся богатством и роскошью. Обычно под сибаритом понимается
праздный, избалованный роскошью человек. Или, несколько шире, человек, живущий
в роскоши, удовольствиях и праздности; или человек, любящий роскошь и
удовольствия.