«Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения».
Общение — обмен сведениями с
помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это
коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе
общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода
информацией.
ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Известный широкому кругу
читателей как «язык тела» , этот термин обозначает любой аспект общения
без участия устной или письменной речи. Невербальное общение может происходить через жесты, позы, выражение лица и т. д.
ОБЩЕНИЕ: УРОВЕНЬ - согласно одному из подходов, выделяются: 1) макроуровень - выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям; 2) мезоуровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; 3)
микроуровень - акт контакта, несущий элемент содержания
и выражаемый в определенных внешних показателях - простейшие элементы,
лежащие в основе других уровней: вопрос - ответ, рукопожатие, акт
мимический и пантомимический, и пр. Согласно другому подходу: 1) уровень конвенциональный; 2) уровень примитивный; 3) уровень манипулятивный; 4) уровень стандартизованный; 5) уровень деловой; 6) уровень игровой; 7) уровень духовный.
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
определяется как профессиональное
общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с
обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное,
так и во внеурочное время.
Составные элементы общения:
1. Сообщение
2. Разговор
3. Раппорт
4. Точка зрения
5. Комплименты
Средства общения:
1. Речь
2. Язык
3. Невербальное общение
4. Фраза
5. Эмоции
Виды общения:
1. Человеко-центрированный подход
2. Обман
3. Убеждение
4. Отношения между мужчиной и женщиной
Особый вид общения —
коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации
от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством
определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может
осуществляться «обратная связь», то есть процесс, с помощью которого
коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким
качеством реципиент получил информацию.
Возможны три формы коммуникационного действия:
1. Подражание
2. Диалог
3. Управление
Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.
В процедуре общения выделяют следующие этапы.
- Потребность
в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на
собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими
людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
- Бессознательно
(иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы,
которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения.
|